Стиль барокко, подобно ампиру, рококо и неоклассицизму, всегда выглядел грациозно и вызывающе.
Величественные пилястры, карнизы, ордеры и молдинги насыщали интерьер, порой даже перегружали, и в этом заключалась его фишка. Часто фасады зданий в этом стиле декорировались, не связанными друг с другом элементами: львами, божественными персонажами, растительностью. Это делалось, чтобы передать ощущение роскоши и вызвать трепет у зрителей. В результате интерьеры получались неприлично пафосными. Чтобы понять, для чего и как был создан стиль барокко, просто необходимо разобраться с его историей. Итак, приступим.
Предыстория: реформация
Европа. На дворе 16 век. Католическая церковь занимала главенствующую роль в жизни мирян. Миряне – это люди, которые не имели духовного звания, жили в мире. Для них тогда, поход в церковь, был равноценен нам сегодня походу за продуктами. Да, люди полностью доверяли и полагались на нее. Храм являлся местом где крестьяне могли покаяться или получить совет от священника. Также католическая церковь предоставляла крестьянам духовное руководство, давала возможность поговорить с богом и попросить у него помощи. Она утверждала, что бог поможет с преодолением трудностей, но для этого нужно по-настоящему проникнуться и поверить в него. И крестьяне искренно верили, соблюдая религиозные обряды, участвуя в богослужении, они понемногу сближались с богом. Помимо духовной поддержки, католическая церковь также сближала крестьян.
В храм приходили не только дворяне, ремесленники и бедные крестьяне, но и те, кто столкнулся с определенными трудностями в жизни. Например, остался без крыши над головой. Миряне с общим недовольством и горем объединялись, осознавали, что они такие не одни. Это вызывало у них эмоциональный подъем. Еще, католическая церковь предлагала доступ к образованию. Ею создавались приходские школы, в которых взрослые и дети обучались церковному песнопению, чтению на латинском языке, а в некоторых школах даже обучались счету и письму. Поэтому, для подавляющего большинства, вера была превыше всего. Чтобы покаяться, высказаться, поговорить с богом, или просто успокоиться они шли в храм. Ежегодные карнавалы, устраиваемые церковью, еще больше подпитывали любовь крестьян к ней. Во время этого праздника, они собирались в храме и бесплатно угощались такой едой, которую никогда не могли бы себе позволить в обычной жизни. Однако несмотря на все «плюсы» католичества в жизни простых людей, были и существенные минусы.
Для своего «развития и процветания», Церковь собирала приблизительно 10 процентов с имущества крестьянина, то есть десятину, что сильно било по его и без того небольшому капиталу.
Десятину брали монетами, золотом — если оно было, урожаем зерна и винограда, скотом и продуктами животноводства. Сама же церковь была освобождена от налогов, но продолжала собирать с народа десятину. Конечно же большая часть прибыли доставлялась в кошелек Папы Римского – Льва X. На эти средства он выкупал земли, на которых в свою очередь, от безысходности работали крестьяне, буквально за гроши.
В начале 16 века коррупция внутри церкви усилилась и стала явной. Причина тому – индульгенция. Это слово происходит от латинского indulgentia, что в переводе означает «милость», «прощение». Священники первым делом участвовали в принятии решения о прощении грешника.
Существовало два вида грехов. Обыденные и смертные. Первые – обыденные. К ним относили такие поступки, как хамство, хвастливость. Их можно было искупить достаточно просто: раскаявшись и помолившись в церкви. Однако если человек не искупал обыденные грехи, то не заметив, он мог совершить грехи уже куда более серьезные – смертные. С ними дела обстояли иначе. Смертные грехи – это наиболее тяжкие поступки, которые отдаляли человека от Господа. Пример тому гнев. Чтобы искупить этот грех и не попасть после смерти в ад, чего так боялись крестьяне, один раз посетить храм было недостаточно. Необходимым являлось каждодневное посещение церкви до тех пор, пока грешник больше никак не будет связанным с тем или иным грехом. Ему нужно было молиться, принимать участие в богослужении, неоднократно исповедоваться и искрение творить добро. Только так он мог получить прощение за смертный грех. И чтобы люди чаще посещали храм, католическая церковь говорила, что душевное состояние грешника ухудшится, если он не будет искупать свои грехи. Ухудшение душевного состояния подразумевало под собой возникновение мучительных мыслей по поводу совершенного. Грешники очень переживали, думая о том, что после смерти они попадут в ад. В совокупности, все эти факторы побуждали людей, которые совершили грех, идти и просить прощение у господа в храме.
Комментарии