Луис Комфорт Тиффани: человек, превративший стекло в искусство

Луис Комфорт Тиффани: человек, превративший стекло в искусство

Луис Комфорт Тиффани внёс столь весомый вклад в развитие модерна начала XX века, что это направление иногда так и называют «тиффани». Он вывел декоративно-прикладное искусство на новый уровень, одним из первых примерил профессию дизайнера, изобрёл принципиально новую технику работы с витражным стеклом, влюбил весь мир в свои красочные абажуры и создал стиль, который остаётся востребованным больше ста лет спустя. Рассказываем, как у него это получилось.

Семейный бизнес и искусство
Луи Комфорт Тиффани (1848-1933) не был основателем компании «Тиффани и Ко», он был сыном основателя компании и на первых порах не проявлял никакого интереса к её развитию. Его волновало искусство и то, что он называл поисками истинной красоты. Его отец Чарльз Льюис Тиффани, вероятно огорченный холодным отношением наследника к семейному бизнесу, всё же не стал препятствовать художественному паломничеству сына.В 1872 году Тиффани вернулся к жизни в Нью-Йорке, завёл семью и всерьез занялся изучением декоративного искусства. Он занимался и дизайном интерьеров, в 1879 году ЛКТ открыл собственную фирму, которая оказывала услуги по подбору стиля, мебели и декора для жилых пространств обеспеченных американских граждан. То есть по сути была одной из первых дизайн-студий. В 1882 году фирма Тиффани даже получила заказ на оформление интерьеров Белого Дома. В этом проекте тоже не обошлось без витражей. К сожалению, новомодные труды Тиффани были демонтированы в 1902 году, когда действующая власть решила вернуться к классическому стилю. В 1883 году ЛКТ распустил дизайн-студию и основал мастерскую, в которой трудились дизайнеры, художники и стеклодувы. А после кончины отца в 1902 году стал первым арт-директором в «Тиффани и Ко» и создал отдел ювелирных украшений при легендарном магазине на Манхэттене.

Но прославился Луи Комфорт Тиффани прежде всего благодаря своим витражным лампам и новому взгляду на работу со стеклом.

Стекло и природа
Витражное стекло стало главной страстью в жизнью Тиффани. Существующие технологии не отвечали его творческим замыслам, и он создал новую витражную технику, соединяя маленькие кусочки стекла при помощи тонких полосок медной фольги. Раньше для этих целей использовали свинцовые полосы, которые ЛКТ посчитал слишком грубыми: свинец не позволял работать с объемными формами и достичь необходимой детализации рисунка.На создании новаторской витражной техники ЛКТ не остановился. Углубившись в изучение химии, он изобрел несколько новых видов стека, среди которых особой популярностью пользовалось фавриль. Дело в том, что от средневековых технологий окраски готовых стекол Тиффани тоже был не в восторге, потому что они лишали столь любимый им материал необходимой прозрачности. Слияние расплавленной стеклянной массы с оксидами металлов позволило Тиффани создать фавриль — переливающееЕго витражи не походили на аналоги прошлого, они были утонченнее и зрелищнее. Новая технология позволяла собирать изделие из мелких стеклянных фрагментов, а самое главное: работать не только с плоскостью, но и с объёмом, благодаря чему мир увидел красочные витражные плафоны, мягко приглушающие электрический свет ламп. Лампы Тиффани быстро стали трендом и синонимом стиля модерн для всей Европы.

Тиффани был творцом эпохи ар-нуво. Как и все адепты нового искусства, он искал вдохновение в природных мотивах, плавных флоральных изгибах, перламутровых крыльях стрекоз, ярких оттенках листвы и зрелых плодов, пытаясь поймать и зафиксировать красоту живого мира в неподвижности цветного стекла.Не так давно стало популярно мнение, согласно которому основные элементы растительного дизайна культовых ламп разработал не сам Тиффани, а некая Клара Дрисколл, трудившиеся под его началом в женском подразделении компании. Поговаривают, что именно Клара была создательницей знаменитых флоральных плафонов, тогда как до неё узоры витражей от Тиффани были в основном геометрическими.

Как бы там ни было, вклад самого ЛКТ не стоит недооценивать, как минимум, говоря о технической составляющей процесса.

Много лет спустя
Торговая марка Тиффани стала воплощением стиля модерн. Именно из-за этой неразрывной связи в 1930-х годах продажи компании резко упали, когда на смену ар-нуво пришло ар-деко. К сожалению, именно в этот период банкротства скончался Луис Комфорт Тиффани, не узнав, что компания сможет пережить тяжелые времена, а цена на его оригинальные светильники в наше время будет стартовать от миллиона долларов.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие статьи о строительстве в нашей группе на Одноклассниках
Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>