Французский классицизм в интерьере
Цельное оформление он получил именно во Франции во второй половине XVII века (при Людовике XIV) и просуществовал в искусстве вплоть до начала XIX. Французский классицизм как интерьерный стиль явил собой сочетание стройной, торжественной античной тектоники и грандиозности и пышности декоративного убранства. Дворцы французской знати проектировались с учетом строгой симметрии, которая проявлялась во всем: в расположении помещений, колонн, окон, дверных проемов, а также в садово-парковом искусстве. В организации пространства применялись четкие прямые линии и строгие геометрические формы. Широко использовалась так называемая ордерная система. Ордер (от лат. Ordo) – это архитектурная композиция, в которой соотносятся вертикальные и горизонтальные части конструкции, колонна при этом является главнейшим элементом, выступающим основным модулем для всей композиции. Классическая форма ордера появилась еще в Древней Греции.
В интерьерах же царили блеск и роскошь: позолота, массивные детали, резные элементы. Все должно было прославлять могущество правящего монарха. Несмотря на чрезмерность декора, он все же подчинялся принципу симметрии. Симметричными были орнаменты, характерными сюжетами которых стали акантовые листья, фрукты, раковины, маски и военная символика, а также вензеля прославленного на века «короля-солнце». Мебель мастера инкрустировали такими материалами, как черепаховый панцирь или перламутр, широко использовались медь и черное дерево. В этот же период появляются новые предметы обстановки – диван с высокой спинкой и витыми кривыми ножками, похожий на ряд составленных кресел, комод, бюро, приставной столик – консоль и др. Конечно, к концу правления Людовика XIV французский классицизм постепенно меняет свой облик – пышность и помпезность постепенно стираются, готовится почва для появления нового направления – неоклассицизма (вторая пол. XVIII – нач. XIX века).
Классические стили: классицизм и ампир
В России классицизм проявил себя в первую очередь в архитектуре – в XVIII веке, во время правления Екатерины Великой. Ему присущи правильные формы, симметрия и сдержанность, а также тонкая художественность. В интерьерах преобладали дорогие природные материалы – дерево, камень, шелк и т. д. Скульптура и лепнина – черты античной культуры – гармонично дополняли обстановку XVIII века. К тому же русский классицизм заимствовал опыт европейкой культуры. Мебель производилась «не хуже аглицкой» материалом (красное дерево) и формой, подражающая заморским изделиям. Ткани стали играть одну из ключевых ролей в интерьере, ими не только украшали окна, но и драпировали стены. Обстановка дополнялась аксессуарами из позолоченной бронзы – венками, медальонами, гирляндами. Новинка екатерининского классицизма – мебель из полированной стали, изготовленная тульскими мастерами. Еще одна заслуга этого периода – пышные многопредметные фарфоровые сервизы, которые стали производить в России.
Ампир в интерьере
Ампир — «стиль империи» возник во Франции рамках неоклассицизма в начале XIX века в период Первой империи Наполеона и главенствовал недолго – примерно одно десятилетие с года коронации Бонапарта (1804 г.). Потомок французского классицизма, ампир проявился в военно-триумфальной тематике. Такая символика преобладала в декоре, неотъемлемой частью которого стали знамена, шлемы, скрещенные шпаги, гербы. Соответственно изменился и облик деталей – лепнины и резьбы, которые решались в духе военной эмблематики. Мебель в стиле ампир массивна, в ней явственно прослеживаются древнеримские заимствования: ножки и спинки стульев выгнуты, декорированы бронзовыми или позолоченными деталями. В историческом заимствовании ампир шагнул дальше, чем классицизм: в нем читаются не только римские черты, но и египетские мотивы: красное дерево, золоченная бронза, матово-черная патина… Колористика этого стиля также заметно отличается от классицистической – в противовес спокойным тонам ампир использовал яркие красный, синий и белый – цвета флага.
Комментарии