Искусство пустоты: простота и ясность в интерьере

Искусство пустоты: простота и ясность в интерьере

Меньше значит больше
Свести оформление к самому необходимому — этот принцип существует, как ни удивительно, уже давно. Ещё 2.000 лет назад римляне, создатели первых многоэтажных домов со съёмными квартирами, уделяли внимание ценной мебели. Они постоянно дозировали это внимание: два дивана, маленький стол и стулья — больше в квартире большинства граждан ничего не было. Можно предположить, что такая скудность обстановки объяснялась скромными размерами помещения, но даже небольшие предметы декора в римском доме, как правило, отсутствовали.

В прошлом веке архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) адаптирвал старое учение о простоте под девизом «Меньше значит больше». Он хотел изгнать из архитектуры почитаемую тогда декоративность и ограничить оформительский дизайн самым существенным.

Но едва ли он предполагал, что его взгляды станут применяться и в оформлении интерьеров. И всё же сегодня девиз ван дер Роэ стал настоящим кредо многих дизайнеров: не имеет значения, сколько мебели они расположат на огромном пространстве, будь то десять кресел или два стула, комната всегда будет выглядеть пустой.

Зачем нам простота: психологический аспект
Ежегодно на свалках оказываются тысячи тонн мусора из старых шкафов, моек или полок, но сегодня этого комнатного мусора меньше, чем было несколько десятилетий назад. Если в 50-х и 60-х годах оформление интерьера стояло под знаком так называемых «стенок», стенных шкафов с наставленными туда сувенирчиками, то сегодня в центре внимания дизайнера находятся прозрачность, воздушность и простота.

Китч и пылесборники исчезли с полок, а повседневные предметы скрылись в выдвижных ящиках и за экранами. Сама мебель тоже становится проще, в ней стали доминировать плоские гладкие поверхности. По-спартански оформленная квартира должна как бы возвращать человеку равновесие, нарушенное информационным и техническим избытком.

Конечно, сегодня конкурируют между собой самые различные оформительские стили, но все они укладываются в общее направление: все они стремятся к редукции. Сегодня есть ещё много людей, которые осознанно создают уютный интерьер, потому что он даёт им чувство безопасности; знакомые предметы действуют как якоря.

Но число тех, кто постоянно освобождает своё жилое пространство от ненужных предметов, увеличивается. Причина такого поведения в том, что сейчас как в частной, так и в профессиональной жизни утрачены надёжность и уверенность, нужно всё время находить себя заново и начинать всё сначала. Это означает, с другой стороны, что необходимо освобождаться от балласта, накопившегося на предыдущем этапе.

Другая причина заключается в самоориентированности сегодняшнего общества, в центр которого каждый человек ставит самого себя. Стремление создавать собственную жизнь, например, осознанным решением заводить или не заводить ребёнка, проявляется и в работе с обстановкой.

Оформление квартиры превращается в оформление самой жизни: здесь или там, как и в жизни, что-то специально ставится или убирается, только в квартире это не дети, а, например, ваза или стул.

Зачем нам простота: художественный аспект
Кроме психологических причин стремление к простоте имеет и чисто художественные предпосылки. Так, уже в старых крестьянских избах с деревянным полом экономичность обстановки помогала проявить собственный характер строения. Правда, тогда над этим мало кто задумывался, но сегодня старая традиция «проявлена».

Упрощённость интерьера подчёркивает индивидуальность помещения, которая занимает место рядом с индивидуальностью человека. Как подчеркнуть эту индивидуальность помещения? К примеру, несущая опора дома действует намного интенсивнее, если она не закрыта шкафами или экранами. Или, если два этажа разделены стеклянным полом, то он всё равно связывает их, если не физически, то символически, и даёт возможность проявиться оптическим связкам и переходам.

Самые свежие статьи о строительстве на нашем Telegram канале
Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>