Зрим в корень
Бионические веяния в сфере интерьерного дизайна и архитектуры проявлялись достаточно давно. Классикой являются, например, плафоны светильников в виде цветочных бутонов. В архитектуре впервые бионические идеи применил известный испанский архитектор Антонио Гауди ещё в конце XIX – начале XX века. Он черпал вдохновение в природных формах – облаков, деревьев, скал, животных – и создавал совершенно новые и оригинальные конструкции и внешнее художественное оформление. Плавность линий, мягкие очертания, символика живого – всё это отличает работы Гауди. Этот архитектор дал мощный импульс к развитию органической архитектуры.
Сегодня с появлением инновационных материалов (полимеров) и технологий возможность воссоздавать бионические зачастую невероятно сложные формы и структуры стала предельно доступной. В связи с этим сам бионический дизайн поднялся на совершенно новую ступень эволюции. В архитектуре органика стала одним из направлений хай-тек. Здесь, как и в дизайне предметной среды, природные заимствования воплощаются в объекты, обладающие поистине футуристическим характером. Это нечто новое, авангардное, порой космическое, неизведанное, хотя и созданное по давно знакомым человеку прообразам – листу дерева, крылу бабочки, кокону, морской раковине и т. д.
Среди тех мировых дизайнеров, у кого можно подсмотреть оригинальные идеи бионического дизайна, особенно выделяются Росс Лавгроув, архитектор Ян Каплицкий, Роджер Дин, широко известный ныне Карим Рашид, некоторые проекты Патриции Уркиолы и братьев Буруллек – гордости французского дизайна. Большинство работ этих авторов объединяют такие качества, как необычность, сочетающаяся с естественностью, максимальная комфортность всех изделий, пластичность и обтекаемые формы, а также практичность и долговечность, обусловленная использованием современных износостойких материалов. Так, Росс Лавгроув новаторски и экономно подходит к созданию предметов: он стремится использовать как можно меньше ресурсов, но при этом создавать предельно удобные и эстетичные вещи. Его изделия отличаются малым весом (дизайнер часто использует перфорацию) и долгим сроком службы. Ян Каплицкий (ныне, к сожалению, покойный) не только создавал проекты огромных архитектурных сооружений в биофутуристичном исполнении, но и разрабатывал дизайн мельчайших деталей, например, столовых приборов, которые сегодня можно найти в предложении итальянского производителя посуды Alessi.
Пожалуй, самым ярким «пятном» в теме бионического дизайна является Карим Рашид – он настойчиво пропагандирует хорошее настроение, поэтому его работы отличаются не только инновационным характером, но и оптимистичными расцветками и искрящимся глянцем поверхностей. Рашид убеждён, что мебель и предметы, выполненные в бионических формах, наиболее созвучны человеку и комфортны; именно в таком окружении он может чувствовать себя органично. В интерьерах, созданных этим автором, не встретишь острых углов, он подчиняет пространство изогнутым линиям и плавным очертаниям. Аморфность – именно то, что нужно, считает Рашид.
По природному рецепту
Конечно, чтобы создать полноценный интерьер в бионическом дизайне, потребуется профессиональный подход – слишком ещё новы для обычного обывателя его принципы, да и мебель потребуется вовсе не типовая, не говоря уже о далеко не обыденных архитектурных решениях. Но если вы уже сегодня готовы на этот смелый эксперимент или хотите в основных чертах приблизить обстановку к данному стилю, то можно оттолкнуться от следующих базовых рекомендаций.
Первое, что необходимо сделать, – сгладить углы в помещениях, прямоугольные колонны превратить в круглые, округлить следует всевозможные выступы и перегородки. В пространственно-архитектурном решении должны прослеживаться и мотивы природных структур. К примеру, особенно интересны пчелиные соты или «скелет» листа – в таком оригинальном виде можно сделать одну из зонирующих помещение стен. Окна должны быть максимально большими, чтобы обеспечить необходимый объём света. Используемые в данном интерьере светильники должны выбиваться из разряда обычных, в данном случае уместны необычные или неправильные природные формы – капли, облака, фантастического цветка, щупалец осьминога и т. д.
Цветовая гамма интерьера обычно светлая (чаще белая) с акцентами зелёного, жёлтого, розового, наполненная блеском глянцевых поверхностей. Современный пластик, так называемый акриловый камень – всё это применимо в бионическом дизайне, с помощью таких материалов и создаётся эффект мягкости и аморфности обстановки и пространства. Натуральное дерево используется редко – в том случае, если ему придали футуристичные формы.
Материал в бионическом дизайне
Текстиля в таком интерьере много не требуется, хотя в условиях города без штор вряд ли обойтись, в данном случае их можно заменить жалюзи подходящих оттенков. Существует и специальная «ткань» для бионического интерьера, которую некогда придумали братья Буруллек. Дизайнеры создали «материю» из мелких пластиковых компонентов (одни из которых выполнены, к примеру, в виде веточек), которые собираются по типу конструктора. В готовом виде выглядит такая «ткань» эффектно: пластичная и природная по стилистике (напоминающая паутину или ледяные кристаллы), она способна украсить одну из стен помещения или использоваться в качестве оригинальной перегородки. Впрочем, в продаже уже появились изделия, похожие по принципу действия: пластиковые декоративные панели в виде небольших квадратов, которые скрепляются между собой и могут подвешиваться к потолку. Этот продукт вполне можно использовать как доступный аналог именитому изобретению французов. Вообще с точки зрения материалов интерьер в бионическом стиле можно укомплектовать и при среднем бюджете. Здесь могут прийтись ко двору такие уже привычные нам натяжные потолки (обязательно глянцевые), наливные полы, мебель и предметы из акрилового камня, пластиковые перегородки, водно-пузырьковые панели и т. п. Но вот с обстановкой могут возникнуть трудности – обязательно потребуется необычная мебель футуристичного дизайна, которая сегодня пока ещё не так широко представлена в продаже. Скорее всего, такие предметы придётся заказывать по каталогам из-за рубежа. Хотя кое-что можно создать и на месте по индивидуальным эскизам – здесь, как говорится, дизайнер вам в помощь.
Комментарии