Культовые вещи в стиле баухаус, история стиля

Культовые вещи в стиле баухаус, история стиля

Баухаус или баухауз – это не только школа дизайна, но и целая философия. Основополагающим принципом философии bauhaus является объединение искусства и ремесла. Идеологи школы считали, что не существует различий между художником и ремесленником. Художник, в их системе взглядов, есть высшая ступень развития профмастерства ремесленника.

Интересно, что лекции по истории искусств в берлинской школе баухаус начинались не на первом году обучения, как это принято в традиционных программах образования, а на третьем. Преподаватели считали такой подход целесообразным.

Он позволял избежать путаницы взглядов и развития у студентов манеры подражать мастерам прошлого. Как истинные художники, ученики должны были «творить новый порядок», а не копировать, модифицировать то, что уже существовало до них.

Несмотря на непродолжительный период работы школы, а это всего 14 лет, она оказала сильное влияние на все области от интерьерного дизайна и архитектуры до одежды и промышленного дизайна мебели и гаджетов.

Стиль bauhaus не только стал значимой частью истории 20 века, но и с успехом перешел в 21-ый.

Он и сегодня считается современным, и многие исполненные в этом дизайне вещи по-прежнему выпускаются.

КУЛЬТОВЫЕ ВЕЩИ МАСТЕРОВ ШКОЛЫ БАУХАУС
Пожалуй, из баухауса кресло Barcelona является самым узнаваемым предметом. Оно было создано в 1929 году Людвигом Мис ван дер Роэ в сотворчестве с Лили Райх. Этому предмету уже больше 85 лет, но он и сегодня выпускается мебельными производителями.

Перед вами ещё один культовый предмет мебели, своим названием обязанный художнику Василию Кандинскому, который оказал влияние на творчество Бройера. Первоначальное название Club Chair B3 впоследствии заменили на более поэтическое по имени художника-вдохновителя. Кресло входило в состав коллекции мебели, создаваемой для интерьеров здания учебного центра в Дессау.

История берлинской школы началась в 20-ые годы, в период между Первой и Второй мировыми войнами. Для Германии двадцатые годы были и тяжелыми, и, с другой стороны, прорывными. Берлин на тот период стал одной из ведущих европейских столиц. Интеллектуальные, мыслящие и созидательные люди хотели перемен и ставили себя в оппозицию по отношению к нарастающей агрессии окружающей общественной среды.

Предпосылки к зарождению стиля появились ещё в начале двадцатого века, в 1907 году. На тот момент существовали два соперничающих объединения – мюнхенский Веркбунд и веймарская школа. Основатели школы в Веймаре разошлись во взглядах, и в конечном итоге руководство взял на себя Вальтер Гропиус, который проявлял живой интерес к мюнхенской школе. Путем их объединения в 1919 году он основал школу баухаус (от bau – «дом», haus – «строить»).

В 1923-ем при активном участии Гропиуса была проведена первая знаковая выставка. Казалось бы, дело идет на взлет, но его развитию в Германии мешали национал-социалисты, которые продвигали в массы свои эстетические взгляды, отражающие имперские амбиции.

Далее школа была вынуждена переехать в Дессау, где в течение года было возведено здание по архитектурному проекту Вальтера Гропиуса. Интерьерами и разработкой предметов мебели занимались лучшие ученики и учителя баухауса.

В 1928-ом Гропиус покинул пост руководителя, и на его место пришел Ханнес Мейер. Преемник два года занимал руководящий пост, и за этот короткий срок ему удалось реализовать несколько важных внедрений. К примеру, он ввел в программу лекции по экономике, психологии и марксизму. Также Мейеру удалось добиться некоторого коммерческого успеха, позволившего продержаться в тяжелое время.

Однако усилия Мейера не обеспечили дальнейшее выживание, и в 1933 году школа была распущена. Основной причиной стало распространение и укоренение фашизма в качестве доминирующей общественной парадигмы. Гропиус и другие видные мастера эмигрировали в Соединенные Штаты, где продолжили развивать свои идеи. Гропиус и Мис ван дер Роэ стали влиятельными дизайнерами-архитекторами Америки. А Ханнес Мейер вместе с группой учеников отправился в Советский Союз.

В Италии 40-50-ых гг. этот стиль нашел отражение в архитектурном движении рационализма. В Швейцарии 50-ых также копировались идеи школы Берлина-Дессау, в частности касающиеся типографики. Затем швейцарские адаптации проникли в Америку. Так, например, в 1957 году появился шрифт Helvetica.

В период Второй мировой здание школы подверглось частичным разрушениям, и восстановили его только по прошествии 35 лет. В 60-ые началась работа по сбору образцов дизайна и документов для архива. Работы и документальные свидетельства собирали через выпускников и их родственников. В итоге архив вобрал 26 тыс. объектов дизайна. Сегодня в восстановленном здании находится центр исследований, обучения и дизайна баухаус.

Влияние этого стиля трудно недооценить. Мы узнаем его черты в скандинавском дизайне и архитектуре, а также в промышленном дизайне. Яркими примерами являются Apple и IKEA. Основатели этих мировых брендов, Стив Джобс и Ингвар Кампрад, по складу характеров и созидательному духу близки к энтузиастам берлинской школы. Хотя не только Джобс и Кампрад способны понять эстетику этого направления. Оно близко всем, кто ценит доступную простоту и знает, что достичь совершенства – значит убрать всё лишнее и оставить только саму сущность вещей.

Метки записи:  , , ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие статьи о строительстве на нашем Telegram канале
Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>