Последняя новость о законодательном запрете граффити и других форматов уличного искусства в Москве появилась как раз перед Чемпионатом мира по футболу. Правда, касалась она скорее рекламы, а инициатива исходила не от городских властей, а от департамента рекламы и СМИ. Идея была в том, чтобы регламентировать процесс нанесения на стены коммерческих граффити, а речи о запрете уличного искусства в целом не было. По данным «Коммерсанта», если поправки примут, то текстовая часть таких изображений не сможет занимать более 30% от площади работы, и каждому легальному граффити потребуется дизайн-проект, согласованный в худсовете при Архитектурном совете Москвы и утвержденный в Москомархитектуре. До сих пор нанесение граффити никак не регламентировалось — бренды напрямую договаривались с управляющими компаниями, которые обслуживают дома.
Нерекламный, но очень дорогой
Кажется, загонять уличное искусство в какие-то рамки уже слишком поздно.
В начале июня в Москве, в ЦДХ, открылась выставка самого знаменитого на сегодня уличного художника — британца Бэнкси. Провокатор и шутник, человек, который живет по принципу «поймай меня, если сможешь», изменил представления об уличном искусстве. Феномен Бэнкси состоит в том, что о нем ничего точно не известно. До сих пор ведутся споры о его биографии, выдвигаются гипотезы о том, кто же скрывается под этим псевдонимом (по одной из распространенных версий это Роберт Дель Ная из группы Massive Attack).
Бэнкси заявил о себе в конце 90-х, а популярным стал в нулевые. Одна из главных особенностей его работ, наряду с безусловным талантом, — остросоциальная тематика. Бэнкси возвел в абсолют идею о том, что уличный художник должен быть талантлив, остросюжетен и… неуловим. Его многократно пытались вычислить, но все безрезультатно: работы возникают стихийно, авторский стиль узнаваем, но Бэнкси рядом с ними никогда нет.
Он богат. Вокруг его работ много мифов, но есть и конкретные цифры: в 2012 году художник отреагировал на чествование Елизаветы II в честь 60-летия на престоле. Реакцией стала работа «Рабский труд». Через год она была продана на аукционе более чем за 750 тысяч евро.
Работы уличных художников часто закрашивают, и Бэнкси — не исключение. В его условных перепалках с правоохранительными органами (которые просто замазывают граффити черной краской) жители того же Бристоля уже давно «за» Бэнкси, и отстаивают его права. В 2011 году, когда очередная его работа была закрашена, горожане выступили с призывом признать уничтожение искусства… актом вандализма. И это не первый случай, когда домовладельцев и представителей городских властей принуждали сохранять и защищать стрит-арт. Потому что искусство, даже если формально он не попадает под охрану государством.
Городские художники взаимодействуют со средой, их работы растут из материала, который дает город. Например, у Кирилла Кто есть серия работ «Торчит» и «Капает». Она возникла стихийно именно из среды. В интервью The Village сам художник так прокомментировал эту серию: «“Торчит” — это старая история. Мне нравилось обращать внимание людей на то, что что-то не так. Маркирование каких-то небезопасных зон в городе. Например, два года назад моему товарищу пробило голову повешенным слишком низко лайтбоксом: друг врезался в него головой. И я там нарисовал трафарет с ножницами, дескать, это надо спилить. В итоге лайтбокс действительно подняли выше на полметра. Это просто указание городским службам и всем гражданам на какие-то недоделки».
Комментарии